Надо признать, что, в отличие от отечественного, международный рынок бывшего в употреблении (б/у) оборудования очень развит и существует уже много лет. Иностранные компании из стран, где ресторанный бизнес достаточно развит и стабилен, предпочитают покупать новое оборудование, продавая затем свое б/у в так называемые «страны третьего мира». В связис чем этот рынок вполне прибылен.
«Этот рынок нам был интересен всегда. Но особенно актуальным вопрос восстановленного оборудования стал во время кризиса. И на сегодня — это одно из основных направлений работы нашей компании. Тем более что предприятий, которые работают исключительно с б/у оборудованием, занимаются поиском предложений, делают техническую оценку, в Украине единицы», — отмечает Руслан Зарецкий, директор ЧП «Техностайл», г. Киев.
Что это такое?
По мнению специалистов, неновое оборудование можно условно разделить на несколько групп. Первая — это выпущенное еще в период СССР и до 1992–1993 гг. Надо отметить, что такого оборудования на отечественном рынке еще очень много, и оно пользуется спросом. Ко второй группе можно отнести импортное оборудование, завезенное на территорию Украины, которое было в пользовании в зарубежных странах 10–15 лет. И третья группа, самая маленькая, она образовалась за последние годы уже у нас в стране. Такому б/у оборудованию примерно 3–5 лет. Руслан Зарецкий считает, что эта часть рынка существенно вырастет в течение следующих 5 лет. В отдельную группу необходимо выделить оборудование, снятое с консервации или длительного хранения. Это фактически новое оборудование, но по каким-то определенным причинам практически им не пользовались достаточно продолжительное время. И, тем не менее, в этом случае также необходима некоторая реставрация: производится замена расходных материалов. Стоимость такой техники, как правило, выше, чем аналогичной, но действительно бывшей в пользовании.
Зачем?
В первую очередь, для экономии средств. Как подтверждают игроки рынка, это дает возможность снизить расходы минимум на 30 %. А если повезет, скидка может достичь и 70 %. Цифра зависит, как правило, от срока эксплуатации. И от способности покупателя торговаться…
Татьяна Авраменко, управляющая рестораном «Бельведер», г. Киев, предполагает, что «некоторые заведения склоняются к покупке бывшего в пользовании борудования, дабы сэкономить еньги. Возможно, это правильный шаг, в случае, если вы открываете ресторан на сезон (например, Крыму) и ваш бюджет невелик. Тогда, конечно, вам нужно покупать то, что отобьется за сезон и даст вам возможность еще и заработать».
Если оборудование высокого класса, качественное, о даже несмотря на то, что ранее оно использовалось, можно рассчитывать еще на несколько лет его нормальной эксплуатации и стабильной работы производства (в зависимости от вида оборудования, качества и срока эксплуатации).
Для кого?
Для начинающих рестораторов. Бесспорно, экономия средств на стартапе. А если выбран сегмент заведений со средней ценовой политикой или ниже, тогда это будет решение, продиктованное здравым смыслом.
«Небольшим, очень маленьким ресторанчикам в ценовом сегменте ниже среднего я, конечно же, посоветовал бы покупать только б/у оборудование. Это себя оправдает», — рекомендует Вадим Навроцкий, ресторатор, директор ООО «НСН-ГРУПП», г. Киев.
Покупка б/у оборудования существенно снижает риск потери средств при неудачном развитии нового бизнеса. Для действующего бизнеса: в период кризиса никто не застрахован от непредвиденных расходов — поломка всего лишь одного аппарата может нарушить весь технологический процесс.
Где искать?
Здесь есть несколько путей. Можно попробовать подобрать оборудование самостоятельно. В качестве источников используются: Интернет, специализированная пресса, личные связи с коллегами. Другой вариант — специализированные компании, которые предлагают для продажи такое оборудование. У них, как правило, в наличии вполне удовлетворительный ассортимент. Возможно, не всегда есть модель, которая требуется, но тогда одбирается альтернативный вариант или можно обсудить доставку «под заказ». Но при любом варианте обязательно придется потратить некоторое время на поиск необходимого оборудования.
Как выбирать и проверять?
Какой бы из способов ни был выбран для поиска ненового оборудования — то ли самостоятельно, то ли в сотрудничестве со специализированной компанией, — без «своего мастера - золотые руки» не обойтись. У него должен быть, в первую очередь, огромный багаж опыта и практически кристальная репутация. Этот человек должен стать гарантом, что деньги не будут выброшены на ветер.
«Ваш мастер сразу сможет увидеть, что необходимо отремонтировать и во сколько это обойдется», — подтверждает Вадим Навроцкий.
Сергей Семенец, шеф-повар ресторана «Корчма у Чабана», сеть ресторанов «Фишка», г. Киев, рекомендует: «Очень важно знать, кто это оборудование эксплуатировал раньше. Как при покупке подержанной машины: редыдущий хозяин должен быть аккуратным, пробег машины — минимальным (т. е. срок эксплуатации оборудования). Многое также зависит от фирмы-производителя: одни очень востребованы на вторичном рынке, а другие даже не рассматриваются. Если все-таки принято решение купить бывшее в употреблении оборудование, надо пригласить хорошего мастера, которому можно доверять, чтобы он сделал техническое заключение о состоянии оборудования. Важно знать, сколько раз и что именно ремонтировалось в приобретаемой технике. Наличие всего пакета документов (приходная накладная, акт ввода в эксплуатацию, сертификат, паспорт) на оборудование не просто не повредит, — это одно из условий покупки б/у оборудования».
«А вот кофейные аппараты хорошего производителя даже после 7–10 лет пользования будут работать еще длительное время», — читает Игорь Остапенко, директор компании «Технофуд», г. Киев.
В общем, обращать внимание ри выборе надо на все, в том числе и на материал, из которого изготовлено оборудование. Ведь это обусловливает степень его изнашиваемости.
Исключить!
«Мы предпочитаем использовать только новое оборудование. Когда рестораторы очень ограничены в средствах на покупку нового оборудования, можно купить и б/у, но только если данные единицы оборудования будут вспомогательными», — уверен Сергей Семенец.
По определенным причинам специалисты не рекомендуют покупать бывшее в употреблении посудомоечное, холодильное оборудование. А Александр Юрченко, шеф-повар ресторана «Опалкова хата», г. Киев, придерживается мнения, что не надо покупать еще и бывшие в эксплуатации вытяжки, фритюрницы и грили, а также тестомесы и миксеры, в которых очень важна степень износа.
Восстановление.
У бывшего в пользовании оборудования дефекты бывают разной степени, например, легкие, которые в общем-то никак не влияют на работу прибора, и существенные, требующие вмешательства специалиста. Для устранения этих проблем в обязательном порядке проводится предварительная оценка состояния техники. После чего она реставрируется по мере необходимости: чистка, грунтовка, перекрашивание, замена механических частей и электрики. В идеале, перед продажей оборудование должно быть в идеальном рабочем состоянии как снаружи, так и внутри.
Выбираем производителя.
В этом вопросе мнения игроков рынка немного разошлись. Кто-то придерживается мнения, что надо покупать оборудование только известных зарубежных производителей, а кто-то — что и китайские, и турецкие производители заслуживают определенного внимания.
Гарантии.
Компании, у которых продажа бывшего в пользовании оборудования — это бизнес, практически всегда предоставляют своим покупателям гарантию на все заводские браки от 3 до 12 месяцев. Если покупка произошла в частном порядке, естественно, ни о каких обязательствах не может быть и речи. Здесь надежда только на порядочность продавца. Но истины ради стоит отметить, что техника без гарантии может быть приобретена дешевле.
«Мы всегда рекомендуем нашим потенциальным покупателям приехать со своим специалистом-техником и подробно рассмотреть оборудование. В этом случае главное — сказать правду, где и какие изъяны, если они есть. Тогда потом не возникает никаких проблем и лишних вопросов», — комментирует Руслан Зарецкий.
Сервисное обслуживание.
Естественно, если уже есть зарекомендовавший себя «мастер — золотые руки», который помогал выбирать б/у оборудование и восстанавливать приобретенное, то по ремонту и сервисному обслуживанию стоит обращаться только к нему. А если покупка была сделана в компании, у которой это одно из основных направлений работы, как правило, тут же предоставляются и услуги ремонта. Правда, чаще эти услуги предоставляют проверенные годами подрядчики — партнеры продавца. «Хотя возможность качественного сервисного обслуживания надо учитывать еще на этапе поиска и выбора оборудования», — подсказывает Игорь Остапенко.
Против.
Одна из проблем — запчасти. Чтобы оборудование без особых проблем продолжало функционировать, поломанные детали необходимо заменять только на «родные». В этом случае могут возникнуть следующие сложности. Например, из-за давности выпуска модели можно не найти подходящие запасные части, которые требуется заменить. Или стоимость новых «родных» конфорок может «зашкалить» чуть ли не до уровня стоимости самой плиты. Могут возникнуть определенные сложности в наладке автоматизации производства. В этом случае можно было бы порекомендовать модернизацию, но это гарантирует дополнительные расходы.
Вспомогательное оборудование.
Рекомендации по выбору вспомогательной техники в общем-то такие же, как и при выборе всей остальной: нимательно учитывать все «плюсы» и «минусы». «Если вы покупаете в уже работающее заведение вспомогательное оборудование (например, пароочиститель), которым вы будете пользоваться редко (раз в месяц для комплексной чистки мягких поверхностей), тогда, конечно, имеет смысл взять аппарат хорошей фирмы, — но бывший в употреблении, чем приобретать что-то некачественное, хоть и новое, или качественное и новое — но неоправданно дорогое», — советует Татьяна Авраменко.
Подытожим.
Покупая восстановленное оборудование, можно действительно сэкономить немалые средства для бизнеса. Ведь это одна из статей расходов, которую можно урезать при открытии заведения. Главное — действительно не стоит бояться словосочетания «бывшее в употреблении». Как у нас говорится: «Не так страшен черт…» Просто к выбору такой техники стоит подойти тщательно и с расстановкой, без суеты и спешки, основательно взвесив все «за» и «против».
«Помните, — рекомендует Руслан Зарецкий, — оборудование — это всего лишь 40% успеха предприятия».
По материалам журнала "Ресторатор" №10 (77) октябрь, 2010 г.
Товар успешно добавлен в коризну. Для оформления заказа перейдите в корзину
Продолжить покупки Перейти в корзину